Экспонаты Археологии: от саркофага Александра до Пергамской школы

Возможно, я часто в своих статьях о Стамбуле упоминаю археологический музей, который расположен в самом центре города и не посетить его — значит не осознать всю мощь бывшей великой империи.
Стамбульский археологический музей — это, без преувеличений, один из самых крупных музеев мира, где выставляется свыше миллиона разнообразных произведений, которые принадлежат самым разным культурам. Однако, с учётом того, что практически все описывают этот музей в общих чертах, сегодня речь полностью о нём не пойдёт, а о нескольких удивительных экспонатах, которые хранятся в его стенах.
Стамбульский археологический музей: от саркофага Александра до Пергамской школы
На витринах этого места есть такие работы, которые относятся к цивилизациям, существовавшим ещё на землях Балкан, протиравшихся до самой Африки, Месопотамии, Анатолии и Аравийского полуострова. Также в музее оставлены следы территорий Афганистана, ну, и великой Османской империи.

План статьи о залах музея археологии

  • Сидонская мастерская и неизвестный мастер;
  • Саркофаг Александра;
  • Художник Осман Хамди Бей;
  • Античная скульптурология;
  • Живой мрамор;
  • Пергамская школа.

Мастерская в городе Сидон

А начиналось это с конца IV века до нашей эры. В Финикийском районе в городе Сидон была одна мастерская, в которой скульптор работал день и ночь вместе с подмастерьями для своевременного исполнения заказа. На этот раз ему поручили сотворить царский саркофаг с отражением на его поверхностях важнейших исторических событий, которые и определили судьбу царя.
Например, это была известная битва при Иссе с персами Великого Искандера в 333 году. Либо же охота на кровожадного льва, или война в Газе, при которой его и убили. Ясно, что этот финикиец, выходец из царской семьи, в битве при Иссе участия не принимал, но именно это событие привело его к трону, к титулу царя Сидона.
Скульптор с удивительным мастерством вытесал военные и охотничьи сцены, изобразив полубога Геракла с львиной головой. Динамика, интерпретированная в такие фигуры, которые разрушают холодный мрамор, позволяет, глядя на эти изображения, оставаться наедине с реальностью жестоких битв и охотничьих заездов.
Но, по верованиям того времени, саркофаг также должен защищать своего владельца, плюс подготавливать его к моменту возрождения. Для чего, на крышке саркофага были размещены мотивы Грифонов, изображённых с телом льва и орлиной головой. То есть лев готов к нападению, орла, возносящего дух к небу. А изображение виноградных листьев и богини Атаргатис символизирует смерть и воскрешение природы.
По завершению работы скульптор окрашивает все мотивы и в мир входит великолепное произведение искусства.
Сегодня мы не можем сказать, что бы ощутил неизвестный автор этого превосходного саркофага, сделанного для правителя Абдолонимоса, который спустя столетия стал самой известной археологической находкой, узнав, что его выставят, как самый ценный экспонат в Стамбульском археологическом музее. Но вот счастье Османа Хамди Бея представить нетрудно. Именно этот человек и обнаружил удивительный саркофаг в 1887 году.

Саркофаг Александра

Эту уникальнейшую работу в литературе именуют, как «саркофаг Александра». Это отличная награда для Османа Хамди за его усилия, направленные превращение Кафельного павильона музейи Хумаюн (императорского музея) в настоящий музей культуры и науки.
Стамбульский археологический музей: от саркофага Александра до Пергамской школы
На раскопках в Королевском Некрополе в Сидоне, который сегодня расположен на территории Сирии, Осман Хамди обнаружил как «саркофаг Александра», так и ещё два десятка саркофагов. Среди них были и саркофаг Плачущей Женщины, и Сатрап, и лицианский саркофаг, за счёт которых музей и настигла мировая известность.
Художник по призванию Осман Хамди Бей вынес предложение по постройке нового музея. Впоследствии дебютная часть нового музея по плану архитектора Александра Валлаури открылась в 1891 году по образу саркофага «Плачущей женщины».
А вот третья часть сегодняшнего музея в западном неоклассическом стиле подошла к завершению в 1908 году, на строительство которой Осман Хамди без колебаний отдал собственную годовую зарплату.
В 1884 году вводится запрет на вывоз из страны археологических памятников, что позволил Хамди Бею создать археологический музей, который стал одним из богатейших в мире. С 1991 года все саркофаги этого музея и произведения в зале античных скульптур выставлены по-новому. Однако саркофаги из Сидона, которые являют собой наиболее ценную коллекцию музея, выставлены в первоначальном виде, но уже в современных условиях.

Античные скульптуры Стамбульского археологического музея

Помимо саркофагов, в музее археологии можно найти не менее интересный раздел, который посвящён античным скульптурам. Например, Мраморная голова с «Архаической улыбкой» родом с 6 века до н.э., олицетворяющая ранний период античности, являет собой символ ионийского искусства, зародившегося на западе Анатолии.
Стамбульский археологический музей: от саркофага Александра до Пергамской школы
Совсем несложно заметить сакраментальный консерватизм и некоторую жесткость в скульптурологии Востока, в особенности Египта.
Зал архаического периода в стамбульском архитектурном музее отражает одну очень важную перемену. В Анатолии периода 546 года до нашей эры, которая попала под власть персов, появилась культура греко-персидского характера. Этакая смесь западной и восточной культур. Анатолийская богиня Кибела, являющаяся наилучшим образцом такой смеси, изображена здесь в восточном стиле. А другие популярные произведения на греко-персидском вернисаже — это рельефные стелы на берегах озера Маньяс.

Живой мрамор в Пергамской школе

Классическая эпоха знаменуется возникновением характерного стремления передать всё живое в мраморе. Отличный пример — Пергамская школа, которая стала одной из ведущих художественных заведений эллинистического периода, за счёт своих динамичных и живых произведений дала имя новой эпохе.
Древнее искусство, которое позволяет отображать в лицах чувства озабоченности, боли, радости достигло своей вершины. Голова Великого Искандера, являющая Пергамскую школу, это одна из самых уникальных работ, которые выставлены в археологическом музее Стамбула.
Стамбульский археологический музей: от саркофага Александра до Пергамской школы
Скульптура Марсия, подвешенная на дереве и обладающая выражением неутихающей боли на лице, как бы пришла в наш мир со страниц мифологии. Марсия наказали за игру на флейте, он играл лучше Аполлона, и его казнь изобразили на мраморе. Эта знаменитая статуя расположена в зале, где находятся группы Маниса Мендерес и Айдын.
Там же и молодой атлет в качестве статуи Эфеба, в которой чувствуется расслабленность после тренировок и сладкая усталость. Монумент же Тиче и бюсты римских императоров и пьяного мудреца Силеноса отражают всю славу великой Римской империи.Спонсор поста Дали-тур: Туристическая компания предлагает туры в кредит за 5 минут, Вы можете поехать в любую точку мира даже, если у вас сейчас нет денег! Уже многие годы Дали-тур радует русских туристов своим широчайшим пакетом услуг, высококлассными специалистами и постоянно проходящими акциями и спецпредложениями.

Это ещё не все важные экспонаты археологического музея Стамбула, которые можно и нужно и обязательно посмотреть. У меня, например, на это дело ушло четыре похода по залам музея в разное время, после каждого из них я анализировала увиденное и вновь отправлялась в стамбульский археологический музей за новыми впечатлениями…
Наверх