В Стамбуле фрагменты истории проявляются при малейшем шаге по земле, а горизонты города являются тенью прошлых цивилизаций. Крики чаек напоминают битвы, чьи имена будут потеряны в нашей памяти, а в сумерках зимних ночей Софийский собор, кажется, обволакивает дыхание давно ушедших душ. Выросший из греческой рыбацкой деревушки в глобальный мегаполис, Стамбул на протяжении 2.600 лет собирал гниющие особняки, провалившиеся цистерны, разрушающиеся гробницы и забытые фонтаны в качестве духовной чистки временного осознания.
Статья из серии «Традиции и легенды Турции»
Мусульмане верят в спектральных джиннов, существ бездымного огня, которые обманны путём заставляют обманывать нас других людей. Турецкая легенда рассказывает о Гульябани, волосатого чудища, который скрывается на кладбищах, ожидая, чтобы поглотить странников из караванов и просто ночных путников. Поэтому не удивительно, что по улицам Стамбула порой порхают рассказы о страшных тайнах, передаваясь из поколения в поколение в виде страшных легенд и былей.
Да, друзья мои, Стамбул также имеет свои невероятные тайны в готическом плане. Каюсь, со статьёй немного припозднилась, но всё же к Хэллоуину её можно отнести. Трагические легенды, странные смерти и видения в некоторых зданиях города, встречайте — страшные особняки Стамбула под тематический день!
Особняки Стамбула с трагическими легендами
Perili Köşk. На береговой линии района Baltalimanı возвышается красная башня, увенчанная конической крышей, так вот, она имеет занимательных пять историй. Контур здания на фоне моста Султана Мехмеда Фатиха может быть местом для трагедии Шекспира или одной из тёмных сказок Эдгара Аллана По. Название этого особняка Стамбула Perili Köşk можно перевести как «Особняк с привидениями». Османский государственный деятель и дипломат Юсуф Зия Паша приказал начать его строительство в 1910-х годах, но работы над возведением большого здания вскоре были остановлены началом Первой мировой войны.
Согласно легенде, Юсуф хотел, чтобы дом соответствовал красоте его египетской жены, которая — может быть, видя конец османов на горизонте, — бросила Юсуфа и вернулась к себе на родину. Когда два торговых судна известного паши затонули в море, недостаток финансов заставил его бросить строительство и бОльшая часть особняка Перили осталась недостроенной. Юсуф Паша умер в 1926 году и был похоронен в зоне видимости Нила, он просил построить ему могилу из камней злополучного особняка.
Вторая жена паши и его три дочери оставалась в доме после смерти Юсуфа, здание было продано лишь в 1993 году, и нынешнему владельцу местных людей начали рассказывать о призрачной женщине, которая появлялась в окнах заброшенного особняка. Когда в 1995 году началось восстановление особняка Перили, рабочие яростно утверждали, что видели вторую жену паши, ходившую по коридорам.
Сегодня этот стамбульский особняк арендует Борусан Холдинг, используя его под офисы в будние дни. Особняк открыт для посетителей по выходным дням как Borusan Contemporary, где проводятся постоянные и временные художественные выставки.
Адрес: Baltalimanı Hisar Cad., N 5, Rumeli Hisarı, Сарыйер
Голландский дворец. Хоть расположен он и на переполненном проспекте Истиклаль, это не делает его менее заметным, чем Дворец Юсуфа Зии Паши. Голландский дворец в Стамбуле за своими железными воротами скрывает странную историю о привидениях. Первое письменное свидетельство отношений между голландским правительством и Османской империей датировано 1612 годом, и участок на Истиклале (в то время он назывался Grand Rue de Pera) был куплен в 1700 году посланником Голландии Якобом Кольжером. Утрамбованное деревянное строение Стамбула был слишком уязвимо для огня, и эта голландская недвижимость была сожжена в 1767 году и снова началась отстраиваться через 65 лет в виде каменной постройки, которую мы можем видеть сегодня. Возвели голландский дворец полностью в 1859 году, подражая стилю итальянского палаццо. Серия каменных склепов, ведущих на задний двор, — это всё, что осталось от первоначального здания — если не считать некоторые сверхъестественные явления.
История эта начинается с арт-любовника и дипломата Корнелиса Калкоена в Стамбуле с 1727 года. Дипломат сильно активничал в продвижении торговли между Нидерландами и Османской империей, и он также заказал написать много картин османской тематики французскому художнику Жану-Батисту Ванмуру. Это была мирная Эра Тюльпанов, когда османы переживали расцвет культуры, который включал свой первый печатный станок, гедонистическую поэзию, возрождение миниатюр в живописи и кроткие шаги в сторону либеральных европейских ценностей.
Как выяснилось, посол Калкоен положил глаз не только на изобразительное искусство, но и на женщин — в частности, на бывшую черкесскую рабыню Beyazgül (Белая роза). Дух времени допускал их необычные отношения, но голландское правительство не было таким добрым, не пуская дипломата Нидерландов в Стамбул целых 20 лет. Как ни пытался Калкоен вернуться туда, его правительство настаивало на его работе в странах Европы. Когда, наконец, пришёл момент для возвращения, Корнелис Калкоен умер в возрасте 67 лет, прежде чем он смог бы увидеть Стамбул снова. Он никогда не был женат и не имел детей.
Между тем, верящая Белая Роза по-прежнему ждёт своего Калкоена. Она не получила известия о смерти своего возлюбленного, и, умерла в нескончаемом ожидании, прямо у ворот Дворца Голландии. В память об обречённой любви в саду консульства поставили тематическую статую. Но это не единственное напоминание о прошлых временах и несправедливости. Персонал, работающий в здании сообщает о призрачных шагах, о ставнях, которые двигаются сами по себе, и даже о ночных явлениях в спальнях дворца. Может быть, Beyazgül всё ещё ждёт там своего Калкоена?
Адрес: İstiklal Cad., N 197, Бейоглу
Cemil Molla Köşkü. Стоя на азиатском берегу Босфора, напротив Дворца Чираган, третий памятник благородной трагедии не даёт себя забыть. Узнаваемый по приземистой башне у белых деревянных стен, этот стамбульский особняк был построен для государственного деятеля Джемиля Моллы, сына поэта Сулеймана Джеладдина Бея и внука главного священнослужителя Урьянизаде Ахмеда Эфенди Эсада. Особняк Джемиля Моллы стал известным в качестве первого дома за пределами дворца султана с телефоном, центральным отоплением и освещением с питанием от дизельного двигателя. Просветлённый Джемиль Молла превратил свой дом в фокальную точку высшего общества, днём здесь проводились дискуссии по философии и поэзии, а ночи заполнялись радостными звуками фортепиано и танбура.
Когда пришёл день свадьбы его младшей дочери, Джемиль хотел устроить легендарную церемонию, и взял крупные кредиты для этого дела. В семье думали, что кредиты будет легко погасить, но последние дни Османской империи не были финансово устойчивыми. К тому времени, как умер Джемиль в 1938 году, новая Республика уничтожила его османский престиж, и особняк начал приходить в упадок. За долги семьи власти забрали здание и продал его Кахведжи Джемиль-бею. Когда погиб в автомобильной аварии его сын и вскоре сам умер Кахведжи Джемиль-бей, жена нового владельца покинула проклятый стамбульский особняк и переехала в новый дом в саду.
Местные жители сообщали, что призрак Джемиля Моллы ночью ходит по территории особняка. В 1950-80 годы подобные рассказы обескураживали потенциальных покупателей, пока белый фасад дома не почернел от гнили. Mesa Holding, наконец, купил участок в 1986 году для создания современного элитного жилья в Стамбуле. Но дом, который видел так много грусти отказался умирать — правительство вмешалось, чтобы спасти особняк и его историческую значимость. Сегодня здание восстановлено в своём первозданном виде и используется под офисы той же фирмой.
Адрес: Abdullahağa Cad., N 23, Ускюдар
На этом статью о страшных особняках в Стамбуле я заканчиваю, желаю всем интересно провести свой Хэллоуин, а с вами был блог «Азия по-Русски», до новых статей!