Музей Кино и Телевидения в Стамбуле: от 1914 года

В Стамбуле, Анталии, да и во всей Турции часто проходят многочисленные фестивали разностороннего искусства. Фестивали музыки и кинофестивали здесь не исключение, поэтому глупо было бы не устроить в этой стране грандиозный дом кино и кинематографа. Знаменитый турецкий режиссёр Тюркер Инаноглу (T?rker ?nano?lu) тоже так посчитал и совместно с фондом «Тюрвак» учредил Стамбульский Музей Кино и Телевидения «Тюрвак».
Музей Кино и Телевидения в Стамбуле
Здание музея расположено в живописном районе города — Бейкоз и, помимо всего прочего, вход в кладезь экранизации бесплатный. Посещение открыто с 10:00 до 19:00.Почему-то, когда говорят о турецком кино, большинство из нас посещает ассоциация с образом старого кино. А вот если вдуматься хорошенько, турецкое кино на самом деле являет собой в некотором роде феномен. Подтверждается это некоторыми любителями иностранных фильмов практически бессознательно, сначала они от них отворачиваются, но потом, столкнувшись в реальной жизни с некоторыми событиями, применяют такое сопоставление: «как в турецком кино».Многочисленные фильмы, рассказывающие о войне за свободу и независимость, затем отображают послевоенный период, казалось бы, составляют основу турецкого кинематографа. Когда-то наиболее важным сюжетом для кино являлись сельские романы. После снимается целая эпоха фильмов о богатом молодом человеке, влюбившемся в бедную девушку. Что я хочу сказать, ведь, если прокрутить в памяти и русский кинематограф, и латиноамериканский, да и взять в пример европейский — всё кино последовательно отображает ту эпоху, в которой оно снимается, ту эпоху и тему, которая важна сегодня, о которой говорят. Например, последний кинематографический период Турции о любви богатых и бедных связывается с процессом миграции общества в города из сельских регионов. На тот момент, когда огромное внимание уделяли политике, были фильмы о политике. Также прошлась по турецкому кино и тема секса, как бы странно нам это не показалось. И, пройдя все ступени своего роста, турецкое кино всё-таки вышло за свои рамки и просто заставило всех говорить о себе, и говорить в международных масштабах, получив на этой арене множество наград.

За последовательностью этого процесса, процесса становления турецкого кинематографа можно проследить только в одном месте Турции — Музее Кино и Телевидения. Чёрно-белые фрагменты, которые показываются на экранах в музее и всем прекрасно известные реплики из них, на людей действуют как «кинотерапия». Именно здесь, прямо у входа можно осмотреть проекционную технику «AmericanCentury» 1940 года, камеру фирмы Bosch 70-х годов, трёх объективную камеру с ручкой, также фотоаппарат Pickard 1936 года и огромную студийную камеру 1927 года.

Чёрно-белые фрагменты фильмов затаились на стенах стамбульского музея кино и телевидения, словно ожидают клича режиссера «Мотор!». Документальный фильм под названием «Падение русской статуи в Аястефаносе», который был снят ещё в 1914 году, считают самым первым турецким фильмом. Снимал его Фуат Узкынай (Fuat Uzk?nay), воспитанный евреем из Польши Веинбергом.

После эры документального кино в 1923-39 годах начинается «эра актеров театра». Один из залов музея кино и телевидения «Тюрвак» предлагает познакомиться с образцами билетов в городские театры, объявлений, брошюр с программами и фотокарточками из частных коллекций.

Отдельное место отведено и Мухсину Эртугрулу (Muhsin Ertugrul), который зачастую подвергается критике за внедрение турецкого кино в рамки театра. Однако и отдают должное своеобразному режиссёру и сценаристу за неоспоримый вклад в кинематограф отечества. Его первый фильм «Рубашка из огня» возглавляли актрисы Бедиа Муваххит (Bedya Muvahhit) и Нейире Эртугрул (Neyire Ertugrul). Этих женщин называют первыми турецкими актрисами. Однако главная особенность этого шестнадцатилетнего периода — это единовременное обнаружение изображения и звука… Портреты театральных артистов, которых в живых уже нет, провожают своими улыбками посетителей зала.

При создании Музея Кино и Телевидения с просьбами о поддержке обращались к режиссёрам, артистам, частным коллекционерам и их семьям. Именно таким же образом собрали и здешнюю библиотеку. Книжное хранилище имеет 22000 материалов и примерно 10000 зарубежных и местных теле- и кинофильмов, несколько сотен документальных фильмов. В техническом зале есть 16-ти миллиметровая монтажная панель Moviolo, плюс первое портативное оборудование по просмотру 35-ти миллиметровой плёнки в условиях дома, самый первый в Турции прибор для записывания звука, первая камера со звуком великого Мухсина Эртугрула и камера Пате 1938 года.

Можно долго и упорно перечислять экспонаты музея кино и телевидения в Стамбуле, но, пожалуй, лучше посмотреть на эти удивительные вещи самому. Я привела лишь краткий список имеющего в этом загадочном месте, а Вам предстоит пополнить свои знания в истории турецкого кино и утолить рвущееся любопытство при помощи ещё одного стамбульского музея.

Наверх