За последовательностью этого процесса, процесса становления турецкого кинематографа можно проследить только в одном месте Турции — Музее Кино и Телевидения. Чёрно-белые фрагменты, которые показываются на экранах в музее и всем прекрасно известные реплики из них, на людей действуют как «кинотерапия». Именно здесь, прямо у входа можно осмотреть проекционную технику «AmericanCentury» 1940 года, камеру фирмы Bosch 70-х годов, трёх объективную камеру с ручкой, также фотоаппарат Pickard 1936 года и огромную студийную камеру 1927 года.
Чёрно-белые фрагменты фильмов затаились на стенах стамбульского музея кино и телевидения, словно ожидают клича режиссера «Мотор!». Документальный фильм под названием «Падение русской статуи в Аястефаносе», который был снят ещё в 1914 году, считают самым первым турецким фильмом. Снимал его Фуат Узкынай (Fuat Uzk?nay), воспитанный евреем из Польши Веинбергом.
После эры документального кино в 1923-39 годах начинается «эра актеров театра». Один из залов музея кино и телевидения «Тюрвак» предлагает познакомиться с образцами билетов в городские театры, объявлений, брошюр с программами и фотокарточками из частных коллекций.
Отдельное место отведено и Мухсину Эртугрулу (Muhsin Ertugrul), который зачастую подвергается критике за внедрение турецкого кино в рамки театра. Однако и отдают должное своеобразному режиссёру и сценаристу за неоспоримый вклад в кинематограф отечества. Его первый фильм «Рубашка из огня» возглавляли актрисы Бедиа Муваххит (Bedya Muvahhit) и Нейире Эртугрул (Neyire Ertugrul). Этих женщин называют первыми турецкими актрисами. Однако главная особенность этого шестнадцатилетнего периода — это единовременное обнаружение изображения и звука… Портреты театральных артистов, которых в живых уже нет, провожают своими улыбками посетителей зала.
При создании Музея Кино и Телевидения с просьбами о поддержке обращались к режиссёрам, артистам, частным коллекционерам и их семьям. Именно таким же образом собрали и здешнюю библиотеку. Книжное хранилище имеет 22000 материалов и примерно 10000 зарубежных и местных теле- и кинофильмов, несколько сотен документальных фильмов. В техническом зале есть 16-ти миллиметровая монтажная панель Moviolo, плюс первое портативное оборудование по просмотру 35-ти миллиметровой плёнки в условиях дома, самый первый в Турции прибор для записывания звука, первая камера со звуком великого Мухсина Эртугрула и камера Пате 1938 года.
Можно долго и упорно перечислять экспонаты музея кино и телевидения в Стамбуле, но, пожалуй, лучше посмотреть на эти удивительные вещи самому. Я привела лишь краткий список имеющего в этом загадочном месте, а Вам предстоит пополнить свои знания в истории турецкого кино и утолить рвущееся любопытство при помощи ещё одного стамбульского музея.