Босфорский Мост или Матч на двух континентах

Когда огромный мегаполис разделяет широкое водное горло не только на две части, но и на два континента, резко встаёт вопрос о его удобном пересечении. Разумеется, лодки, баржи, катера и водные трамвайчики — это здорово, романтично и крайне интересно, но очень долго и отчасти неудобно. Поэтому, выход один, хоть и банальный — мост…
Босфорский Мост
Сегодня речь пойдёт можно сказать, о самом главном достижении современного Стамбула — о Босфорском Мосте, который так же называется Первый Босфорский Мост (Bo?az K?pr?s?). Главный стамбульский мост через пролив расположен на берегах двух микрорайонов города — Ортакёй (Ortak?y) — с европейской стороны и Бейлербей (Beylerbeyi) — с азиатской части Стамбула.
  • Данная постройка в виде аэродинамической палубы нависает со стальных зигзагообразных кабелей.
  • В длину босфорский мост составляет 1 510 метров
  • Ширина дорожного полотна равна 39 метрам.
  • Расстояние между башенками главного пролёта моста равно 1 074 метрам.
  • Высота моста через Босфор над уровнем моря — 64 метра.
  • К моменту окончания строительства этой переправы, по длине это был четвёртый мост в мире — 1973 год.

Что нам стоит мост через Босфор построить?

Решение построить босфорский мост принял премьер министр Аднан Мендерес (Adnan Menderes) в 1957 году. И для исполнения структурных технических работ Стамбул в 1968 году подписал договор с британской компанией — FreemanFox & Partners. Структура моста разработал известный британский инженер — строитель сэр Гилберт Робертс (Gilbert Roberts). Именно он создал Мост Хамбера, Мост Форз Род, Севернский Мост, Оклендский Мост и Мост на реке Вольта.
Возведение этой громадной конструкции было начато в холодном феврале 1970 года, церемонию старта посетил сам президент Кевдет Сунай и Премьер-министр Сулейман Демирель. Строительство босфорского моста вела турецкая фирма EnkaConstruction & IndustryCo совместно с английскими и немецкими cо-подрядчиками ClevelandBridge & EngineeringCo. Ltd. и HochtiefAG. Над проектом работало 400 человек рабочих и 35 инженеров.
Закончилось строительство к 30 октября 1973 года, это на следующий день после праздника 50-ой годовщины от основания Турецкой Республики. Мост торжественно открыл уже президент Фахри Корутюрк и Премьер-министр Наим Талу. А инженер-строитель Эрнест Фредерик, работавший на американское правительство и в то время находившийся в Турции, был самым первым американцем, пересёкшим Стамбульский мост через Босфор. Посол Доброй Воли и американский комик в лице Дэнни Кея, в одеждах клоуна следовал за Фредериком вместе с турецкими детишками. Обошёлся мост, ни много ни мало, а в 200 000 000 долларов США.

Движение Босфорского моста

Первый босфорский мост имеет автомобильное шоссе в 8 полос. Каждому направлению отдано по три полосы для движения авто и по одной аварийной полосе, плюс по одному тротуару в каждую сторону.
В буднее утро пригородный транспортный поток в Стамбуле в основном движется на запад, в сторону европейской части. Для удобства, дорожный патруль открывает четыре полосы из шести на запад и лишь две полосы на восток, таким образом можно более-менее разгрузить транспортную проблему мегаполиса. А к вечеру будней ситуация меняется с точностью до наоборот.
В первые 4 года существования босфорского моста пешеходам было дозволено использовать мостовые тротуары для пересечения пролива. На пешеходную часть они поднимались на лифтах, расположенных в башнях. Сегодня же и пешеходам, и грузовикам запрещено использовать мост: первым из-за участившихся самоубийств на мосту, а вторым из-за возможной перегрузки моста.
В современном городе около 180 000 транспортных средств ежедневно пересекают мост, почти 85 % из них — легковые авто. Миллионное по счёту транспортное средство пересекало мост через Босфор 29 декабря 1997 года. Если мост загружен полностью, то он проседает примерно на 90 сантиметров в середине промежутка.
Босфорский мост является платным, однако оплата в 3,5 турецкой лиры взимается с одной стороны — с Европы в Азию. К 1999 году некоторые кабин для приёма проездного платежа оборудовали дистанционной системой (OGS), дабы ускорить движение.

Матч через пролив

А в 2005 году 15 мая в 7.00 по стамбульскому времени, американская звезда тенниса Венус Вилльямс и теннисистка из Турции Ипек Сеноглу провели показательную игру на мосту. Это уникальный и первый теннисный матч, который когда-либо проводился на двух континентах одновременно. По окончании матча мяч теннисистки бросили в Босфор.
Наверх