Все мы знаем, как вода важна для человека, ведь, это важнейший после кислорода компонент по поддержанию нашей жизни. Без еды прожить можно до нескольких недель, а без воды только пару дней.
В то же время вода являет собой базу по образованию цивилизаций. Исторические разделы рассказывают о реках, которые зелёным покрывалом орошали поселения людей, земля начинала плодоносить, а райские сады на морских берегах смягчали климат, а за счёт прогресса сельского хозяйства и последующей торговли процветали города. Вода стала священной: ведь именно с её истоков и начинается жизнь…
Воде поклонялись всегда, о ней легенды складывали.… В любой точке земли с ней связывают разные сказания. Из мифологии греков — все реки в мире и богатство морей символизируют богиня Тифия и её верный супруг титан Океан.
Что же касается Анатолии, которая стала колыбелью множества цивилизаций, самые полные сведения о воде может рассказать столица трёх империй — Стамбул, который вот уже тысячелетия славен во всей вселенной.
Стамбул, как место поселений на заре цивилизации, придаёт громадное значение воде и постройкам, связанным с водоснабжением. За чертой города обнаруживались водные источники, и для поставки воды в город прорывались каналы. Рылись колодцы для добывания воды, которая находилась в недрах и водных хранилищах.
Во времена античности воду в городах развозили прямо по домам. В период существования Византии такая традиция сохранялась лишь некоторое время, но потом в сегменте упадка её отменили, так как воды стало не хватать на всех горожан, водой снабжали только дворец и его округу. Народ свои потребности в воде пробовал удовлетворить из закрытых и открытых водохранилищ.
В Стамбуле сегодня можно увидеть усовершенствованную и обновлённую схему водоснабжения города после его завоевания османами. Там же в Топкапы (музей турецкого и исламского искусства) показаны маршруты водопровода в Бейлике (Beylik), Ускюдаре (?sk?dar) и Сулеймание (S?leymaniye).
Детальные городские планы демонстрируют источники, которые поставляли воду в Стамбул, ватерпасы (водяные уровни), водопроводные трубы и городские фонтаны. На планах хорошо видно, что кроме культовых и общественных сооружений, воду проводили только к домам привилегированных людей.
Такой факт, как подвод воды к частному дому имел место быть исключительно по письменному приказу халифа, о чём свидетельствует важность персон и степень их привилегий.
В античный период вода в Стамбул стекала с водостоков и фонтанов по каменным желобам. Но сложность водоснабжения и исчерпаемость источников воды заставили прибегнуть к надзору подачи воды, обусловленным потребностями горожан. И в качестве этого надзора стали выступать краны.
Именно так и возникли винтообразные краны с вентилем, открывающим и перекрывающим водный поток из труб. История кранов наполнена интереснейшими событиями. Так, в период правления султана Сулеймана Великолепного на родниках использоваться стали винтообразные затворы, иными словами на источниках устанавливали краны, что вызывало сильное раздражение торговцев водой и сипах. Впоследствии краны эти уничтожили.
Изготавливали краны из разнообразных сплавов и методов отделки. Для отливных кранов применялась медь с оловом — так производили бронзовые устройства. Спустя некоторое время этот сплав заменили более дешёвым, на медь и цинк — так возникли латунные краны. Помимо серийного производства кранов есть и краны, изготовленные по заказам различных вельмож, они, как правило, причудливых форм с затейливыми украшениями.
Стамбульские дворцы и прочие значимые сооружения использовали томпаковые и краны из серебреного сплава. Производство бронзовых дворцовых кранов с позолотой и серебром являлось довольно трудоёмким и требовало огромного мастерства. Кроме гравировки, краны украшала ажурная резьба и отверстия.
Формы кранов были в виде змей, драконов, голов барана с геометрическими и растительными мотивами, что говорит о предпочтениях и концепциях человека того времени. Вычурность и помпезность форм дворцовых кранов окружавших их сооружений в XVIII-XIX веках свидетельствует о том, что украшательство опережало функциональность описываемой технической детали, превращавшее её в элемент декора.
Сия техника, увы, быстро ломается и легко снимается, рискуя лишиться своего изначального места установки. Материал, из которого она изготавливается, может изнашиваться, что, к сожалению, сокращает вероятность сегодня увидеть их в первозданном облике.
Именно по данной причине в большей части исторических зданий увидеть краны в первоначальном виде установки невозможно. Однако, краны, которые по случайности избежали исчезновения, — это образцы культуры водопотребления в Турции. Именно они способны рассказать нам об эстетике прошлых времен, и приглашают нас задуматься о таком важном источнике повседневной жизни современного человека, как вода….
Что же касается знаменитых стамбульских акведуков, я об этом напишу отдельную статью, но немного позже, а пока можно почитать о путешествиях здесь. Истории самых различных уголков мира ждут Вас.