Аромат Стамбула и гигиена османских времён

Знаменитого дизайнера из Франции настолько вдохновил дворец Топкапы, что он решил создать духи Стамбула. Британский Times озаглавил статью, которая была посвящена ароматам пяти городов, «Любимая, ты пахнешь Стамбулом».
Как вы думаете, на каких запахах основывался дизайнер, создавая духи Стамбула? Разумеется, для нас, жителей Стамбула, и постоянных туристов, не трудно догадаться о составе композиции, но я всё-таки её опишу. 
aromat-stambula-gigiena-osmanov
В аромате Стамбула полно ноток смолы, сандалового дерева, грейпфрута, бергамота, сладких приправ, мускуса и корицы. А сам дизайнер говорит, что такой запах ему навеяло посещение Крытого рынка, который просто насыщен энергетикой и неким загадочным притяжением, запах рахат-лукума… Аромат древности и богатства дворца Топкапы и Голубой мечети.

Гигиена во времена османов

В османский период уже существовал так называемый «Фонд туалетов», который основали ещё в 1667 году. Кстати говоря, в те времена в Европе туалетов не было вообще. Если углубиться в доки истории, то можно понять, что Османская империя огромное значение придавала гигиене и здоровью. В таком вопросе османы опередили все европейские государства.
В древнем государстве, на территории которого мы сейчас живём, различные благовония приятные запахи возводились в статус искусства. Всем гостям, от послов, до соседей, по традиции предлагали розовую воду или ладан.

Розовая вода и ладан

Если с розовой водой нам предельно ясно, для чего на, то вот на счёт ладана вопрос… Само слово «ладан» (buhur) происходит от арабского «bahur», и означало оно растения, семена или корни, которые приятно пахли при сгорании. Словом «buhurdan» называется специальный глиняный или металлический сосуд, где сжигались ароматические травы.
Сегодня же в основном сохранились традиции по использованию розовой воды на всевозможных религиозных собраниях. Раньше же, когда открывалась новая мечеть, её обязательно омывали розовой водой. В тот же момент розовая вода была королевой и на кухне османов, служив финишной нотой в десертах, например, в Гюльлаче (G?lla?), Су мухаллебиси (Muhallebisi) (молочный пудинг), Гюльлабие (G?llabiye) и шербете. Исторические документы также упоминают розовую воду, как лекарство при болезнях глаз и кожи.

Применение амбры и мускуса в Османской Империи

Интерес к различным ароматам у османов перекинулся на самые разные отрасли. Например, каллиграфы, когда переписывали Коран, в чернила добавляли амбру или мускус, запах которых можно до сих пор уловить, обратившись к старинным рукописным экземплярам этой священной книги.
А в наше время, даже, несмотря на сотни современных ароматов, стоящих на прилавках парфюмерных магазинов, им в противовес не исчезают и лавочки торговцев странными ароматами. В таких местах продают цветочные масла в пробирках, ароматы которых не меняются вот уже сотни лет. Так, в парфюмерных лавочках Стамбула можно купить эссенции жасмина, базилика, розы, гиацинта, сандала, герани, гвоздики, каламбака и прочих растений.

Архив османских ароматов

При османском величии всегда считалось, что хорошие запахи действуют на человека, как успокоительное лекарство. Некоторые исследователи утверждают, что у османов была своя государственная политика по поводу ароматов. А во дворце Топкапы даже создали архив запахов. Сейчас османские ароматы можно найти во французском Лувре…
Исторические факты говорят, что каждой эпохе сопутствовал некий определённый аромат. Например, история упоминает о таких ароматах, как «Селим Второй», либо же «Абдулхамит»…
В период расцвета империи модные стамбульские благовония распространились и на Европу. Отличный пример — это «Дворцовые пастилки», которые упоминались в многочисленных иностранных источниках. К XIX веку во Франции большим спросом стали пользоваться издания с рецептами османских пастилок и ароматов.
Несомненно, с возникновением парфюмерии на основе алкоголя, ситуация несколько изменилась. К закату правления султана Абдулазиза (Abdulaziz) начали использовать именитые духи из Европы. Самым популярным ароматом тогда была красная «Любинская туалетная вода», которая состояла из эссенций гвоздики и лаванды. Подобный лосьон своему обладателю придавал ощущение внутренней гармонии и свежести.
Многие бренды в моду входят очень быстро, которых сменяют другие, ещё раз другие и снова другие… Однако османская розовая вода своих позиций не сдавала достаточно долго… До самого появления современного одеколона…
Парфюмерия османского периода снискала поистине мировую славу, что подтверждает заметка в британской прессе о первой Международной выставке в Лондоне в 1851 году, где и была представлена коллекция османских ароматов. На этой выставке мыло из города Эдирне (Edirne) получило медаль «За утончённость». Османское государство продолжило своё участие в подобных мероприятиях и на Международную ярмарку в Париже в 1855году отправило стенд ароматов.
В первый же день выставки флакончики с духами обновляли на стенде несколько раз из-за громадного интереса посетительниц к парфюмерным изделиям. А вот уже в 1862 году на второй Международной выставке в Лондоне османы для своих ароматов получили 83 награды и 44 положительно-хвалебных отзывов.
Время от времени в Европу вместе с произведениями искусства тайно вывозили и дворцовые ароматы. По инициативе некого турецкого предпринимателя с материалами Лувра по теме «Ароматы османского дворца» собрали рецепты двенадцати духов османской эпохи. Среди этих ароматов были «Падишах», «Адмирал», «Явуз Султан Селим», из женских запахов — «Хюррем Султан», «Гарем», «Дворец», «Наложница». Также имеются и духи унисекс, самые популярные из этой группы — это «Гарем» и «Падишах».

Наверх